ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Раздел I Содержание и виды  жилищных  прав  граждан

В Конституции Российской Федерации в статье 40 закреплены жилищные права граждан, к которым относят следующие права:

  • каждый имеет право на жилье;
  • никто не может быть произвольно лишен жилья;
  • малоимущие, нуждающиеся в жилище, вправе получить его бесплатно либо за доступную плату.

Отметим, что согласно статье 2 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики», граждане  имеют право на жилище.

Причем данное право обеспечивается путем предоставления жилья в домах государственного, муниципального жилищного фонда на условиях договора найма, аренды, либо путем приобретения жилья в частную собственность.

Государство оказывает помощь в приобретении, строительстве жилья путем предоставления субсидий, используя систему компенсаций и льгот по оплате, содержанию, ремонту жилья.

Кроме того, Жилищный кодекс Российской Федерации определяет в статье 10, что граждане имеют право на:

  • получение  в установленном законом порядке  жилое помещение по договору найма или аренды  в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда;
  • приобретение жилого помещения через жилищные и жилищно-строительные организации;
  • приобретения в частную собственность жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов;
  • постройку индивидуального жилого помещения.

В статьях 28-32 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплены основания, порядок, особенности  реализации прав граждан на жилье.

Прежде чем раскрыть их содержание, необходимо уточнить, что их соблюдение в настоящее время  крайне затруднено, но, они не отменены и дают возможность добиваться их защиты, в том числе и путем обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. 

Итак, право на получение жилья имеют те граждане, которые:

  • обеспечены жильем ниже установленных норм (менее 12кв.м);
  • проживают в жилом помещении, не отвечающем установленным требованиям санитарии, техническим требованиям;
  • имеют в составе семьи больных, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний;
  • проживают в смежных неизолированных комнатах и не связаны семейными отношениями;
  • проживают в общежитиях.

Законодательство возлагает на государственные органы  обязанности по организации учета жилищного фонда, распределение и предоставление жилья. Создание условий для найма, аренды, кредитной поддержки для приобретения гражданами жилья. Организация жилищного строительства за счет государства, создание условий для безаварийной деятельности  жилищной инфраструктуры.

Проанализированные статьи законодательства в части жилищных прав и интересов граждан позволяют подвести итог:

  • жилищное законодательство постоянно изменяется и совершенствуется;
  • жилищная политика государства, еще не направлена  на удовлетворение нужд и потребностей граждан;
  • большинство провозглашенных прав остаются только на бумаге;

Порядок, особенности и проблемы  защиты жилищных прав и интересов граждан

Рассмотренные выше содержание и виды  жилищных прав участников жилищных правоотношений позволяют утверждать, что в настоящее время в России самой актуальной и сложнорешаемой проблемой остается приобретение жилья, поскольку  стоимость собственного жилья в разы выше и растет каждый день, нежели стоимость заработанной платы и возможностей приобрести жилье.

Несмотря на этот факт, в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище, а также установлена возможность даже  «малоимущим, иным указанным  в законе гражданам, нуждающимся в жилище получить его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других  жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Однако текущая ситуация может привести к тому, что многие  вынуждены пользоваться социальным жильем.

Единственный путь к сохранению жилья – защита жилищных прав граждан. 

Вопрос совместного проживания

Одной из сложных статей Жилищного кодекса Российской Федерации является статья 41, в которой указано, что «при предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, за исключением супругов».

Возникает вопрос о том, как быть тем гражданам, у которых  в однокомнатной квартире либо в комнате коммунальной квартиры подрос ребенок  противоположного пола, чем лица, с которыми он проживает.  Ответ не прост. Ведь практика деятельности административных, жилищных, судебных органов в буквальном смысле понимает данную статью однозначно, что только при получении жилья и ни в коем разе по- другому.

Вопрос второй, а как быть тем семьям,  детям которых не исполнилось девять лет? Семья будет поставлена на улучшение жилищных условий в таком случае? Увы, в силу наличия в законе слов при предоставлении», нет. Если в коммунальной квартире освобождается комната, а в квартире проживают отец 80 лет, дочь 42 года, то им тоже откажут, если в комнате более 24 кв. метра. Применяя статью 41 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует подчеркнуть, что на ее основе следует добиваться  права на жилье вплоть до Конституционного суда  не только в момент предоставления, но и в любой момент, как только оказались в одной комнате разнополые, достигшие 9 лет.

Следует обратить внимание на статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой сказано, что «члены семьи   нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами, и несут все обязанности, вытекающие из договора найма помещения». Данное положение относится лишь к жилью государственного и муниципального фонда. Оно никакого отношения не имеет к частному владению, служебному жилью и жилым помещениям в ЖСК. Однако содержание жилья любого вида возлагается на всех,  кто им пользуется. Более того, отступления от обязанностей его содержать, использовать по назначению влечет ответственность согласно действующему законодательству.

В соответствии со статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель вправе вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, нетрудоспособных и находящихся на иждивении, иных лиц получив письменное согласие всех совершеннолетних лиц. На вселение к родителям несовершеннолетнего ребенка  такого согласия не требуется. В случае утраты родственных связей прописанное лицо лишается права дальнейшего  проживания  без  удовлетворения  претензии  на  получение своей доли. Множество проблем возникает в силу того, что многие граждане однозначно связывают опекунство либо попечительство с правом на жилое помещение, а статья 54 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что лица, вселившиеся в жилое помещение в качестве опекунов либо попечителей, самостоятельного права на это помещение не приобретают за исключением признания их членами семьи  нанимателя. Это положение действует только в государственном и муниципальном  жилом фонде.

Закон предусмотрел возможность выселения граждан из жилых помещений без предоставления другого жилого помещения в случае, если они систематически разрушают или портят жилой фонд, либо используют его не по назначению, или ведут себя так,  что совместное проживание с ними невозможно, а предпринятые меры остались без последствий ст.98 ЖК РФ.  Суд может при принятии решения  о выселении по причине невозможности  дальнейшего совместного проживания обязать к принудительному обмену занимаемого помещения на  другое.

Порядок и особенности раздела жилых помещений, находящихся в долевой собственности, предусмотрены статьей 252 Гражданского кодекса Российской Федерации на основе достигнутого соглашения либо принудительно, судом. Имущество, нажитое супругами во время брака, подлежит разделу в равных долях.

Порядок  реализации и особенности  защиты  жилищных  прав при приватизации

Под порядком реализации гражданами права на жилье, следует понимать совокупность  нормативных актов, устанавливающих основания, условия, методы и способы, на основе которых граждане ставятся на очередь, улучшают жилищные условия, приобретают право на обмен, наследование иной вид приобретения жилья, а также особенности лишения граждан ранее приобретенного жилого помещения.  Одним из современных  изменений в жилищной сфере, направленным на создание большого числа собственников жилья, является приватизация.²

Основные принципы осуществления приватизации закреплены  в Законе РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Указанным законом закреплены  правовые, социальные и экономические основы отношений в жилищной сфере, в которых  предусматривалось создание условий  для осуществления права граждан на свободный выбор  способа удовлетворения потребности в жилье. Вступление в право собственности через приватизацию  подразумевало предоставление гражданам возможности получить от государства бесплатную недвижимость.

В статье 1 указанного закона определено, что «приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений».

В статье 2 указанного закона определено, что «граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет».

В статье 6 указанного закона закрепляется, что «передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд».

В статье 4 указанного закона «не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения».

Следует уточнить, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П часть вторая статьи 4 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку данное нормативное положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования – не предполагает издание субъектами РФ нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.

Индивидуальное жилищное строительство и права граждан

Индивидуальные жилые дома составляют значительную часть жилищного фонда страны. Особенностью жилищного строительства является преобладание отдельных домов на семью с хозяйственными постройками и приусадебными участками. Право собственности на жилой дом возникает с момента государственной регистрации.

Правовая регистрация законченного строительства дома производится на имя того лица, которому в установленном законом порядке предоставлен земельный  участок  для строительства. Строительство начинается после заключения договора о возведении  индивидуального жилого дома между органом коммунального хозяйства  местной администрации и застройщиком. Договор удостоверяется нотариусом. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее  прав собственности и обязано снести ее за свой счет.

В целях защиты интересов лица, осуществившего самовольную постройку,  и во избежание  непроизводительных расходов, установлено, что право собственности на дом или иной самовольно построенный объект могут быть признаны судом за лицом, осуществившим на не принадлежащем ему участке земли постройку, если данный участок  будет предоставлен затем ему в установленном порядке под размещение возведенной постройки. Иск к застройщику о признании за членами семьи застройщика или иными лицами права собственности на часть дома, может быть удовлетворен лишь в тех случаях, когда между этими лицами и застройщиком имелась договоренность о создании общей собственности на жилой дом и именно в этих целях  они вкладывали свой труд и средства в строительство жилого дома. Жилой дом может принадлежать одному или нескольким собственникам.

Судьба земельного участка следует судьбе жилого дома, причем в свидетельстве о собственности должна быть указана доля в земельном участке каждого собственника или отсутствие определения таковой. Члены семьи собственника, проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, если при их вселении не оговорено иное. Это право сохраняется и при прекращении семейных отношений.

Пользование жилой площадью в собственном доме не ограничено никаким сроком, оно бессрочно. Отсутствие, а также не проживание  собственника в своем доме независимо от длительности и причин не влияет на его право собственности, важно, чтобы собственник в свое отсутствие выполнял обязанности по уплате налогов, по поддержанию дома в надлежащем техническом состоянии, содержал бы в порядке придомовую территорию. В случае сноса жилого дома, собственнику и членам его семьи постоянно проживающих в этих домах, предоставляются по  установленным нормам квартиры в домах  государственного  жилого фонда.                                            

Заключение

Исследование жилищных прав и интересов граждан, а также правовой сущности законов и подзаконных актов их закрепляющих. Анализ жилищного законодательства  и  судебной практики, позволяют сделать следующие выводы:

  • жилищные правоотношения были, есть и останутся самыми актуальными и сложными, ибо даже при наличии стабильно действующей жилищной индустрии удовлетворить требованиям всех граждан не представляется возможным. Причин тому множество, увеличение состава семей, желание улучшить жилищные условия, необходимость перемены места жительства.
  • правоотношения в жилищной сфере значительно осложнены противоречивостью и несовершенством предписаний, закрепленных как законами, так и подзаконными актами.
  • серьезные недостатки законодательной базы, использованной  для приватизации жилых помещений, позволили криминализировать  эту область, и лишить жилья значительное число граждан. Восстановление права на жилье невозможно фактически, так как оно уже перепродано, передарено и т.д.
  • реализация права граждан распорядиться своим жильем требует твердого знания законодательства, особой осмотрительности при вступлении во взаимоотношения, как с физическими, так и с юридическими лицами.
  • особенности  защиты прав на жилье военнослужащих и членов их семей  зависят от особенностей прохождения военной службы и снабжения армии.
  • особо не защищенной частью населения являются проживающие в общежитиях.

Защита жилищных прав граждан – одна из важнейших конституционных обязанностей.


 скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 5

Brusanloump
Brusanloump 12 июня 2018 16:02
????? ??? ????? ?????? ? ??????????? ???? ?? ??????? ?????????? ? ??????????? ??????? ???? ?? ????? ?????? ?? ??? ??????. ??? ????? ? ?????? (?? ????? ????? ????? ?????????? ????). ??????? ?????? ?? ????????? ????? ?????. ????? ?? ????????? ? ????????? ???????? ???. ????? ??? ??? ???? ?? ????? 2005 ?. ???? ??? ???? ????? ???????? ??????? ??????? ?????????!!!
Kueithlic
Kueithlic 13 июня 2018 07:01
????? ??? ????? ?????? ? ??????????? ???? ?? ??????? ?????????? ? ??????????? ??????? ???? ?? ????? ?????? ?? ??? ??????. ??? ????? ? ?????? (?? ????? ????? ????? ?????????? ????????). ??????? ??????????: ??????? ???? ????? ????? ?????. | ????? ?? ????????? ? ????????? ???????? ???. ????????!!! ?????? ???? ????????? ?????? ????????? ???? ????? ? ?????. ???? ??? ?????????? "????????" ?? ?? 70 ???. ? ???. ???????? ?????????, ????????? ? ?????? ? ??????????! ????? ??? ?????? ??????? ?? ????? 2005 ?. ???? ??? ???? ????? ???????? ??????? ??????? ?????????!!! ???? ?????????????? ?????? ? ????? ???????? ?????. ????? ???????? ????????????? ?????????? ???????????.