Права некоммерческих организаций при проведении проверок государственными органами

Раздел I.  Что должна знать некоммерческая организация в случае проведения проверок территориальными управлениями Министерством юстиции Российской Федерации

  Прежде всего, предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляемого центральным аппаратом (территориальными органами), является:

  1. соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям;

  2. соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;
  3. соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;
  4. соблюдение религиозными организациями устава относительно целей и порядка деятельности, а также соответствие деятельности религиозных организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;
  5. соответствие деятельности филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям.

Итак, что надо знать, когда к Вам пришли с плановой/внеплановой проверкой из Минюста?

Проверки проводятся на основании Приказа Минюста России №456 от 30.12.2011 «Об утверждении Административного регламента исполнения Минюстом России государственной функции по осуществлению контроля за соответствие деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации».

В отношении некоммерческой организации центральный аппарат (территориальный орган) вправе:

  1. запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

  2. запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  3. направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;
  4. проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, с периодичностью, установленной Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в порядке, установленном в Административном регламенте;
  5. в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий не менее двух месяцев, а также принимать меры, предусмотренные пунктом 78 Административного регламента.

В самом начале проверки необходимо удостовериться в законности проведения проверки и представить для отметки журнал учета проверок, который должен быть в каждой организации.

Проверка Минюста может быть признана незаконной в следующих случаях:

  1. Отсутствует предварительное письменное уведомление некоммерческой организации Минюста России о проведении проверки - как выездной, так и без выезда по месту нахождения организации, в котором должны быть указаны реквизиты распоряжения (дата поручения, фамилия, инициалы и должность лица, давшего поручение); фамилия. Инициалы и полное наименование должности проверяющего (должностей проверяющих); место проверки (для выездной проверки) или указание на то, что проверка проводится без выезда по месту нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации; срок проведения проверки; предмет проверки.

  2. Предварительное письменное уведомление о проведении проверки было направлено позднее чем за 5 рабочих дней до даты начала проверки, а также было направлено простым отправлением, а не заказным письмом с уведомлением о вручении.
  3. У проверяющего (проверяющих) отсутствуют полномочия на проведение выездной проверки - отсутствуют служебные удостоверения, распоряжение Минюста России (территориального органа) на проведение проверки, в распоряжении указан другой проверяющий (проверяющие).
  4. Проверяющий отказался вручить руководителю или уполномоченному лицу некоммерческой организации копию распоряжения о проведении выездной проверки, заверенную в установленном порядке Минюстом России (территориальным органом).
  5. Срок проведения проверки, включая составление акта – более 20 дней без соответствующего на то распоряжения (поручения). При этом следует помнить, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз на основании мотивированных предложений специалиста (специалистов), проводящего выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен Министром юстиции Российской Федерации либо заместителем Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью, начальником территориального органа, но не более чем на двадцать рабочих дней. Если Вам не представлен документ о продлении сроков проверки – это тоже является нарушением. При этом руководитель некоммерческой организации информируется о продлении срока проверки в письменной форме, а также посредством телефонной или факсимильной связи, электронной почты, не позднее дня, следующего за днем подписания соответствующего распоряжения Минюста России (территориального органа).
  6. Период проведения проверки составил боле 3 лет деятельности некоммерческой организации, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (проверяемый период). Однако проверка может проводиться за период деятельности некоммерческой организации, не подлежавшей проверке при проведении предыдущих проверок, превышающий указанные 3 года, при наличии информации о том, что при создании данной организации были допущены неустранимые нарушения.
  7. Акт проверки подписан не всеми проверяющими и отсутствует запись, указывающая причину невозможности подписания акта проверяющим; подписан не теми лицами, которые проводили проверку.
  8. Акт проверки не вручен руководителю некоммерческой организации, в частности под расписку или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении; или вручен в срок, превышающий 5 рабочих дней с даты его составления.

При наличии вышеуказанных оснований проверка Минюста России (ее территориальных органов) может быть признана незаконной, так как проводилась нарушением установленных правил Административного регламента, то есть «процессуальных» правил проведения проверок. Но если все «процессуальные» правила проведения проверок соблюдены проверяющими, то все же за руководителем остается право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Минюста России, принятых ими решений по нарушению так называемых норм материального права, а также при наличии и тех и других - как в вышестоящий орган, так и в судебном порядке.

Проверяемые некоммерческие организации вправе обратиться с жалобой как письменно, так и устно, например, сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) должностных лиц Минюста России (ее территориального органа), нарушении Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов «горячей линии» Минюста России, на Интернет-сайт и по электронной почте.

Кроме того, следует отметить, что срок рассмотрения отчета некоммерческой организации не может превышать один месяц с даты поступления отчета некоммерческой организации в центральный аппарат (территориальный орган), а общий срок проведения административной процедуры по участию в мероприятиях некоммерческих организаций не установлен.

Права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя некоммерческой организации при проведении проверки:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от центрального аппарата (территориального органа), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора);
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав некоммерческой организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жалоба, поданная в письменной форме. Такое обращение должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента его регистрации. Для того, чтобы жалоба была принята к рассмотрению, необходимо соблюсти требования содержания жалобы, предусмотренные Административным регламентом, а именно: в обязательном порядке указать либо наименование органа, в которое направляется письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, полное наименование для юридического лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, изложить суть жалобы, поставить личную подпись и дату.

В отношении обжалования предупреждения, вынесенного некоммерческой организации в вышестоящий орган, надо отметить, что Административным регламентом предусмотрены особые требования к содержанию жалобы. При обращении некоммерческой организации в суд по обжалованию действий (бездействия) должностных лиц Минюста России (ее территориального органа), решений, ими принятых, следует помнить, что такие споры подведомственны только судам общей юрисдикции, то есть первоначальной ступенью обжалования будет районный суд. Подача заявления такого рода осуществляется в рамках Гражданского процессуального кодекса.

Однако даже если вы видите явные основания для признания проверки незаконной, то в любом случае дальнейшие действия руководителя заключаются в содействии проведению проверки. А именно: организовать при необходимости встречу проверяющего с лицами, входящими в состав руководящих органов, а также с главным бухгалтером, руководителями основных подразделений некоммерческой организации; предоставлять по письменному требованию проверяющего в установленный им срок необходимые документы или их копии, заверенные печатью организации, давать устные разъяснения по существу вопросов, оказывать иное содействие проверяющему (проверяющим).

В случае неисполнения руководителем указанных обязанностей, то есть противодействие проверке проверяющим, может быть составлен акт по факту противодействия проверке или протокол об административном правонарушении, поэтому нужно оказывать содействие проверяющим Минюста России, но в рамках, установленных законом. А уже после проведения проверки отстаивать свои нарушенные права путем обжалования, порядок которого предусмотрен Административным регламентом и Гражданским процессуальным кодексом.

Раздел II.  Что должна знать некоммерческая организация в случае проведения прокурорской проверки

Органы прокуратуры осуществляют проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, проводимая органами прокуратуры. К подведомственности прокуратуры все то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов.

 Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором. Повод для проведения проверки – обращения граждан, сообщения в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.

Предметом проверки является то, что проверяют прокуроры и за какой период.

В случае, если в прокуратуру поступило сообщение о нарушениях, допущенных некоммерческой организации в определенной сфере, в которой контролирующие функции осуществляет другой госорган, первая обязана передать такое сообщение второму по подведомственности.

В качестве примера, возможной прокурорской проверки некоммерческой организации можно провести нарушение последней ФЗ РФ «О противодействии экстремистской деятельности». В данном нормативном акте предусмотрены полномочия прокурора по контролю за общественными объединениями.

Полномочия прокурора перечислены в ч. 1 ст. 22 ФЗ РФ «О прокуратуре»:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций;
  • иметь доступ к их документам и материалам;
  • требовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Следует учесть, что при проведении плановых, внеплановых проверок прокуроры должны исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены непосредственно в ходе проверки с выходом на место. Кроме того, сотрудники прокуратуры не должны допускать факты возложения на организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы.

Срок проведения проверки законодательно не установлен, но он должен быть разумным и справедливым.

Конституционный суд РФ обращал внимание, что сроки установлены в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генерального прокурора РФ от 17 декабря 2007 г. N 200).

Как уже было сказано выше, основанием для проведения проверки являются сообщения о допущенных нарушениях, поступившие от СМИ, граждан, должностных лиц и т.д. Такие обращения по общему правилу (за рядом исключений) должны быть проверены в течение 30 дней, в необходимых случаях срок может быть продлен еще на 30 дней. То есть срок прокурорской проверки НКО - это срок, отведенный федеральным законом для рассмотрения обращения гражданина, должностного лица о фактах нарушения законов некоммерческой организацией.

Ознакомление с материалами проверки

В Приказе Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. №195 определено, что «прокурорский надзор осуществлять гласно», то есть открыто.  Здесь следует заметить, что ч. 2 ст. 5 ФЗ «О прокуратуре РФ» предоставляло право отказать прокуратуре в ознакомлении с материалами проверки, но Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П она признана несоответствующей Конституции РФ «постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы».

Иными словами, граждане и их объединения, к которым также относятся и некоммерческие организации вправе знакомится с материалами проверки, за исключением документов, обладающих особым статусом (например, гостайна).

Результаты прокурорских проверок: 

  • отсутствие нарушений действующего законодательства.

В случае выявления нарушений прокурор вправе:

  • внести представление с требованием устранить нарушение;

  • внести предостережение о недопустимости нарушений;
  • обратиться в суд с иском о ликвидации общественного объединения, а в случае нарушения антиэкстремистского законодательства приостановить деятельность общественного объединения.

В случае, если в ходе проверки прокурор выявит иные нарушения, не связанные с основаниями начала проверки и они будут содержать признаки административного правонарушения или преступления, то он будет действовать в рамках этих кодексов. Если такие нарушения отнесены к компетенции другого органа, например, налогового, то прокурор обязан передать материалы в такой орган.

Под прокурором в данном случае понимаются прокуроры и его заместители. Помощник прокурора вправе вынести только постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Что делать, если прокурор (его помощник) пришел в офис?

Для начала он обязан предъявить удостоверение и разъяснить предмет проверки, которое может быть сделано и в устной форме.

Совет 1: свяжитесь с юристом либо адвокатом и пригласите его для участия в процедуре проверки.

Совет 2: попросите предъявить документ о начале проверке и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий проведение проверки (поручение прокурора, жалобу и т.д.), в случае отказа письменно запросите этот документ со ссылкой на вышеупомянутое решение КС РФ.

Совет 3: обеспечьте видео- или аудиозапись процесса проверки в своем офисе.

Имейте в виду, что прокурор вправе требовать предъявления ему документов в соответствии с предметом проверки. Если он запрашивает документы, которые не относятся на ваш взгляд к сути проверки или его компетенции, то у Вас есть несколько возможностей. Первое, предоставить эти документы, а в последующем обжаловать эти действия вышестоящему прокурору или в суд. Второе, отказать в предоставлении этих документов. После возбуждения дела об административном правонарушении (неисполнение законных требований прокурора) доказывать незаконность этих требований. Однако, ни в коем случае насильственно не препятствовать получению документов прокурором, так как это может вылиться в возбуждение уголовного дела.

В случае, если прокурор просит предоставить "все документы за три года": 

  • предоставить эти документы, а потом думать о необходимости обжалования этого требования в суде;
  • отказать и потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов. Требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. В этом случае отказ с указанием причин оформить письменно и направить в прокуратуру, указав, что после конкретизации перечня документы будут предоставлены.

В случае, если прокурор просит открыть сейф, допустить к бухгалтерской электронной базе и предоставить доступ к финансовым документам, за сохранность которых по закону несут ответственность руководитель и бухгалтер организации, а их в это время в офисе нет:

  • отказать в предоставлении документов, объяснив причину, взять обязательство представить эти документы после возвращения указанных лиц. Отказ лучше оформить письменно и вручить прокурору под роспись либо иным способом, позволяющим отследить получение прокурором этого документа. Это позволит избежать административной ответственности за неисполнение требований прокурора, так как в данном случае отсутствует вина (непредставление документов связано не с вашими действиями, а с объективными причинами);
  • представить эти документы, с последующим обжалованием этих действий в суде.

В случае, если прокурор хочет забрать оригиналы документов из офиса:

  • обязательно составить список передаваемых документов и передать их под роспись.

В случае, если прокурор требует предоставить ему копии документов в короткий неисполнимый срок (принести документы в прокуратуру или подготовить их к его приезду):

  • предоставить документы, которые успели фактически приготовить, в остальной части письменно уведомить об объективных причинах невозможности исполнить требование прокурора в полном объеме, указав срок, в который вы сможете уложиться.

В случае, если прокурор требует предоставить ему доступ с компьютерным базам:

  • предоставить такой доступ;
  • отказать, указав, что такие полномочия ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» не предусмотрены. Прокурор вправе требовать материалы и документы. Документы на электронных носителях могут быть распечатаны и переданы на бумажном носителе.

В случае, если прокурор, получив документы и обследовав помещение, исчез на месяц:

  • ждать, когда он вам соизволит сообщить о результатах;
  • обратиться письменно со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации в прокуратуру с ходатайством об ознакомлении с материалами проверки и ее результатами.

Вы получили от прокурора представление, предостережение:

  • если Вы согласны с тем, что действительно в вашей работе были нарушения, необходимо устранить их и в месячный срок сообщить прокурору о результатах;
  • если Вы не согласны с актом прокурорского реагирования, необходимо обжаловать его в суд. Здесь необходимо иметь в виду, что действия и решения прокурора по такой проверке оспариваются в порядке ст. 254 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, такое заявление должно быть подано в течение 3-х месяцев с момента совершения действия или получения решения прокурора. Внесудебный порядок обжалования действий и решений нижестоящих прокуроров неэффективен, ожидая реакции вышестоящего прокурора, можно пропустить срок судебного обжалования.

Отметим, что Конституционный Суд Российской Федерации признал за Генпрокуратурой право проверять некоммерческие организации, но регламентировал работу Генпрокуратуры при их проверке. В то же время отсутствие четких временных рамок, когда некоммерческие организации должна исполнить требования проверяющих, суд признал противоречащим Конституции и распорядился внести изменения в законодательство.

Дела заявителей Конституционный Суд Российской Федерации предписал пересмотреть. Заявители требовали признать не соответствующими Конституции нормы ФЗ «О прокуратуре», в которых закреплено право ведомства проводить внеплановые проверки, но при этом не регламентирована сама процедура. Речь идет о п.1 ст.6, п.2 ст.21 и п.1 ст.22 закона.

Сами по себе права Генпрокуратуры проверять некоммерческие организации Конституционный Суд Российской Федерации признал конституционными, но предписал Генпрокуратуре при проверках некоммерческих организаций соблюдать пять пунктов. Согласно решению суда, проведение прокурорских проверок должно быть мотивированным, также предварительно прокуратура должна уведомлять некоммерческие организации о грядущей проверке, а после нее – о результатах проверки.

Второй пункт гласит, что проверяющие не вправе требовать у некоммерческой организации документов, которыми та не обязана обладать, а также общедоступную информацию, или уже находящуюся в распоряжении государственных органов. Кроме того, проверка не может проводиться повторно по одним и тем же мотивам (если речь не идет об устранении ранее выявленных нарушений). Представители других контролирующих органов вправе привлекаться к проверке лишь в целях осуществления ими вспомогательных (экспертно-аналитических) функций, говорится в решении. Конституционный Суд Российской Федерации оставил за некоммерческой организацией право обжаловать в суде решения и действия представителей прокуратуры.

По словам председателя Конституционный Суд Российской Федерации Валерия Зорькина, Генпрокуратура и Минюст не дублируют функции друг друга – оба ведомства вправе проверять некоммерческие организации. Однако, по мнению суда, «спорные положения закона о прокуратуре не устанавливают четких временных рамок и позволяют проверяющим самостоятельно определять сроки исполнения своих требований». Тем самым, говорится в решении суда, эти пункты закона «ставят перед некоммерческими организациями объективно невыполнимые задачи, которые в отсутствие специально установленных законом критериев не могут быть проверены по существу в суде».

Поэтому суд признал эту лакуну в законодательстве противоречащей Конституции и до внесения изменений в законодательство предписал проверяющих ориентироваться на ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».



nko.pdf [8,93 Mb] (cкачиваний: 1)
Посмотреть файл онлайн: nko.pdf
 скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 6

Josphhoist
Josphhoist 11 июня 2018 22:13
? ?????????? ???? ?? ??????? ????? ??????-24 ????????? ?????? ????? ?? ????????? ?????! ?????? ? ???? ? ?????????! ?? ?????? ????????????? ??????? ???? ?????. ????? ?????? ?????????? ???????? ???????? 10-15 ??? ?????? ? ???? ? ???????! ?????? ? ???? - ??????! ?????? ? ???? - ??????! ????? ????? ? ?????? ?? 199 ?.! ????????? ?? 399 ?.! ????? ???????? ????????????? ????! ?????? ????? ????? ?? ??????? 10% ??????? ?? ??? ????? ??????? ?????????????: 8(495) 776-80-04, 8(985) 776-80-04, 8(916) 155-33-39. ?? ????????? 100% ????? ???????, ??? ??????? ???????? ???????? ????????? ???? ???????? ???: ?????? ?????, Gett ?????, Uber ?????, ????????? ?????. ??? ???????? 8U>$m7B#B
Brusanloump
Brusanloump 12 июня 2018 16:15
???? ??? ?????? ?????? ? ??????????? ???? ?? ????? ??????? ?????????? ? ??????????? ??????? ???? ?? ????? ?????? ?? ??? ??????. ??? ????? ? ?????? (?? ????? ????? ????? ?????????? ????). ??????? ?????? ?? ????????? ????? ?????. ????? ?? ????????? ? ????????? ???????? ???. ????? ??? ??? ???? ?? ????? 2005 ?. ???? ??? ???? ????? ???????? ??????? ??????? ?????????!!!
Kueithlic
Kueithlic 13 июня 2018 03:01
????? ??? ????? ?????? ? ??????????? ???? ?? ??????? ?????????? ? ??????????? ??????? ???? ?? ????? ?????? ?? ??? ??????. ??? ????? ? ?????? (?? ????? ????? ????? ?????????? ????????). ??????? ??????????: ??????? ???? ????? ????? ?????. | ????? ?? ????????? ? ????????? ???????? ???. ????????!!! ?????? ???? ????????? ?????? ????????? ???? ????? ? ?????. ???? ??? ?????????? "????????" ?? ?? 70 ???. ? ???. ???????? ?????????, ????????? ? ?????? ? ??????????! ????? ??? ?????? ??????? ?? ????? 2005 ?. ???? ??? ???? ????? ???????? ??????? ??????? ?????????!!! ???? ?????????????? ?????? ? ????? ???????? ?????. ????? ???????? ????????????? ?????????? ???????????.